На подхвате у мытарей

30 июня 2009 |

На подхвате у мытарей


С готовностью выполняя поручения власти, церковь рискует превратиться в общественно-политическое движение, обслуживающее интересы различных государственных структур.

Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов объявил, что на подведомственной ему территории убывает русское население. А вместо него появляются невесть откуда всякие сектанты. Как эту проблему решить? Понятно как. Всеми силами развивать казачество. Они и сектантам покажут, почем фунт лиха, и правильную демографию восстановят. Обо всем этом полпред сообщил на совещании в Краснодаре. Ну а казачество, куда оно без православия? Вот полпред и предложил обучать казаков основам православия, начиная со школы. Участники совещания откликнулись на предложение с энтузиазмом.
Ничего удивительного в инициативе полпреда нет. Она вполне в русле властных представлений о том, зачем России православие. Затем, чтобы воспитывать в народе патриотизм и нравственность. А заодно и решать проблему с низкой рождаемостью. Дружная православная семья решит ее как нечего делать.

Власть рассматривает церковь в сугубо практическом ключе. Инструментально.

У такого подхода в России имеется давняя традиция, восходящая к дореволюционным временам. В ту пору церковь была государственным учреждением, и священники послушно выполняли, что от них требовалось. Так же, как и православные казачки, которые с равным рвением били врага независимо от того, где он обитал – внутри отечества или за его пределами. Большевики церковь разгромили, но вместо нее создали новую религию, в которой роль клира выполняла коммунистическая партия. Она охраняла единственно верное учение от посягательств извне и изнутри и исправно навязывала его народу. Народ безмолвствовал. Нынешние чиновники родом из той эпохи. Когда «единственно верное» приказало долго жить, они с прежней готовностью приняли то, что пришло ему на смену. Это оказалось православие. Но отношение к нему осталось прежним – как к идеологии, которая должна служить государственным интересам. Других функций у него быть не может. Если имеется в руках инструмент, он должен работать, забивать гвозди. Даже если это микроскоп.

Недавно российский премьер-министр рассказал православному художнику Глазунову, каких размеров должен быть меч у святого князя. И обнаружил этим вовсе не эстетические свои пристрастия, а идеологические. Меч должен быть длинным, чтобы лучше оборонять родину. Вот и у церкви, на его взгляд, должен быть длинный идейный меч, чтобы лучше подсоблять государству. А всякие там страстотерпцы вроде Бориса и Глеба – это не наши герои. Православие должно вести в бой, а не учить бессмысленно жертвовать собой.
Самое любопытное, что с такой трактовкой своей веры готова согласиться и церковь. По крайней мере, немалая ее часть. И даже выступить со встречными инициативами.

Доходит до курьезов.

Недавно глава Синодального отдела по взаимодействию с силовыми структурами протоиерей Дмитрий Смирнов заключил соглашение со службой судебных приставов. Раньше приставы выколачивали долги грубой силой, теперь батюшки обучат их, как надо делать это «увещеванием и усовестлением».
И вот уже главный пристав витиевато рассуждает о том, что народ надо отучать от жизни взаймы и приучать к нестяжательству. Оно, конечно, и среди апостолов Христовых был один сборщик налогов. Но прежде чем учить бескорыстию все же из мытарей ушел. Одно с другим не монтируется. Однако главный герой этой трагикомедии все же отец-протоиерей, который собирается показать приставам, что «даже отнимать деньги можно с любовью». Звучит как цитата из Салтыкова-Щедрина, я даже заглянул в «Господ Головлевых», но этих слов не обнаружил. Классик обладал чувством меры.

Желание власти пристроить церковь к делу хотя бы понятно. Готовность церкви к нему пристроиться – нет. До чиновников не доходит, что церковь не идеологический институт, призванный заниматься решением социально-политических проблем. Но то, что занимается она спасением душ – аксиома для любого семинариста, не изгнанного за нерадивость с первого курса.

Почему же об этом забывают умудренные опытом священнослужители?
Один из главных лозунгов нынешней РПЦ борьба с секуляризмом, то есть вытеснением религии на периферию общественной жизни. Этим и мотивируется ее стремление участвовать в социально-политических процессах. Но, оказываясь в гуще этих процессов,
церковь слишком легко обмирщается и превращается в общественно-политическое движение, что-то вроде группы поддержки при разных структурах власти. Членам которой не совестно помогать приставам вышибать долги из обнищавшего населения.

Незавидный получается выбор – либо сидеть внутри церковных стен, озаботясь духовным спасением, либо выбираться наружу, рискуя превратиться в нечто далекое от православия.

На самом деле – выбор ложный. И об этом знают в самой церкви. Недавно в Патриаршем центре по работе с молодежью при Даниловском монастыре прошел круглый стол православных миссионеров. Глава Центра игумен Петр Мещеринов заявил, что главная опасность миссии в ее чрезмерной политизации. Смысл церкви в том, чтобы спасать души, все остальное приложится. Но произойдет это лишь при правильной постановке дела, когда миссия осуществляется личностно, а не как пропаганда среди безличных масс.

Игумена Петра поддержал настоятель храма при МГУ протоиерей Максим Козлов. Церковь должна заниматься проповедью Христа и Евангелия, остальное выводится из этого – и патриотизм и нравственность. С этим трудно не согласиться. Если церкви удастся сохранить верную иерархию ценностей, она сможет избежать и православного гетто и превращения в филиал движения «Наши».
Ваша версия браузера устарела, для нормального отображения сайта обновите браузер!

Премиум объявление

100 руб.

  Банковской картой

  Яндекс.Деньгами
Выбранная стоимость размещения окончательна, никакой коммисии не взымается, процедура оплаты происходит через сервис Яндекс.Деньги, с обеспечением безопасности платежей с банковских карт.