Идёт Великий пост
В книге пророка Иоиля сказано: «Но и ныне говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании…назначьте пост»
(Иоил.2, 12-15).
Фундамент поста – борьба с грехом через воздержание от пищи телесной, чувственных удовольствий, от страстей и пороков, через молитву, покаяние, удаление от всякого зла.
Православные христиане знают и верят, что постом укрепляется человек духовно и телесно. Св. прав. Иоанн Кронштадский пишет: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю…»Господь создал в нас живую душу и плоть – храм для души. Это единый организм, в котором все гармонично. Доказательством тому служит то, что часто душевные болезни, так называемые нервные, являются причиной физических заболеваний и наоборот , от нашего физического недуга страдает душа.
Желающим соблюдать пост, надо знать, что это аскетический подвиг, который требует постепенности, воздержания от пищи, но не изнурения тела. Свт. Иоанн Златоуст писал, что пост – это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять. Некоторые поспешно и необдуманно берутся за подвиги поста, этим они расстраивают свое здоровье, становятся раздражительны, злятся на всех и вся, и в результате дело не доводят до конца. Такой неумеренный пост вреден.
Можно начинать с постных дней, которые установила Православная Церковь в среду и пятницу в течение всего года, а также исполнять десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний. Те, кто еще не приступил к посту, пусть попробуют соблюдать его хотя бы в последнюю страстную неделю, чтобы почувствовать сладость воздержания и происходящих от него плодов покаяния. Каждый, приступающий к посту, должен знать, что «кто разумно поститься, тот не должен думать, что совершает доброе дело, и чтобы его хвалили, как постника. Делая втайне, Господь воздаст явно.» (Преп. Авва Дорофей).
Некоторые постящиеся путают пост с диетой, заботясь только о своем здоровье и внешнем виде, не думая о цели поста. «Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа»
(Преп.Иоанн Кассиан Римлянин).
Церковь еще раз напоминает, что грехопадение первых людей произошло от невоздержания, которое приводит к болезням, иногда к скоропостижной смерти, и гибели души. Наша беда в том, что не видим отношения между причиной и последствием дел и думаем, что все, что случается, бывает случайным.
Изгнание Адама и Евы из Райского сада, гибель Содома и Гоморры, гибель современников Ноя произошли от того, что они отдались во власть своей грехолюбивой и сластолюбивой плоти.
Надо не забывать, что мы несем свой постнический подвиг ради своего же спасения, освящения, единения с Богом.
Господи, Твой мир и твою любовь даруй нам.
протоиерей М. Лещина