30 апреля 2014 года пожарной охране России 365 лет!
«История и подвиг - незабвенны»
Царицинская пожарная охрана
Возникновение пожарной охраны Царицына относят к 1854 году. Вся пожарная часть тогда состояла из деревянного сарая, в котором хранился инвентарь и содержались лошади. Пожарной команды не было, лошади обслуживались наемными кучерами, в обязанности которых входил подвоз пожарного инвентаря к месту пожара.
Ликвидировало пожары само население. На воротах каждого двора были вывешены таблички с обозначением, с чем каждый должен явиться на пожар. Извещение о пожарах подавалось набатом церковных колоколов. Сведения о Царицынской пожарной охране содержатся в «Памятной книжке Саратовской губернии за 1864 год» (Царицын как уездный город входил в состав Саратовской губернии). В 1864 году в городе насчитывалось 7 рабочих (видимо так тогда называли пожарных), 14 лошадей с упряжкой, 7 ведер, 33 багра, 5 летних дрог, 3 зимних саней.
К 1881 году в Царицыне были созданы две пожарные команды, во главе которых стояли брандмейстеры и их помощники. Первая пожарная часть была организована в Центральной части города, размещалась в деревянном здании на углу городской площади и Пушкинской улицы. Пожарная команда состояла из 23 человек с выездом машинного с ручной трубой, бочечного и багорного конного обозов. Рукавного пока не было из-за отсутствия в городе водопровода. Вторая пожарная часть, располагавшаяся в Зацарицынской части города имела деревянное здание и 16 пожарных служителей. На обеих пожарных каланчах в течение суток выбивали колоколом часы.
17 Декабря 1883 года были утверждены «Правила о мерах против пожаров». Правила содержали всего 82 параграфа, согласно которым предусматривался порядок застройки селений, устройства печей, крыш.
В них также говорилось об устройстве пожарной части и мерах предосторожности от пожаров в селениях, полях, лесах. Устанавливались льготы, вознаграждения за тушение пожаров и ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
В 1890году городская управа пригласила на должность начальника пожарных команд опытного специалиста пожарного дела Струмбе, до этого возглавлявшего пожарную часть в Санкт-Петербурге. Новое кирпичное здание первой пожарной части Царицына было построено в 1897 году на Скорбященской площади за 85 тысяч золотых рублей. Здание, построенное по типовому проекту пожарных депо тех лет, было украшено высокой пожарной каланчой высотой 30 метров.
Пожарные добровольцы в до октябрьском Царицыне
В конце XIX века в Царицыне большое влияние на состояние пожарного дела оказали зародившиеся добровольные пожарные дружины. Крепко спаянные морально, имевшие хорошую техническую оснащенность, благодаря взносам на их организацию и развитие, они оказывали большую помощь в тушении пожаров профессиональным пожарным, а иногда при отсутствии таковых заменяли их.
Рядовыми членами добровольных дружин были любители, особо преданные пожарному делу: ремесленники, рабочие, интеллигенция, мелкие домовладельцы, представители дворянства и купечества, которые самоотверженно и мужественно тушили пожары. Полученные на взносы средства расходовали на постройку помещений для пожарных дружин, на приобретение и содержание обоза и пожарного оборудования. Стоит отметить, что с появлением пожарных дружин число пожаров сократилось.
На развитие пожарного дела в Царицыне некоторое влияние оказывало и пожарное страхование. Страховые пошлины, введённые 7 апреля 1847 г. в Российской Империи, являлись основным источником финансирования пожарной охраны, хотя доля страхового сбора, предназначенная для содержания именно пожарной охраны, не всегда расходовалась на эту цель. Большую помощь пожарному делу на местах оказывали вновь созданные страховые общества. Обязательным было земское страхование для строений и для движимого имущества. Для этого в 1906 году в Царицыне было учреждено общество «Взаимного от огня страхования».
Польза в финансировании пожарной охраны города обществом «Взаимного от огня страхования» была большая. Достаточно упомянуть, что первая паровая машина отечественного производства была приобретена городом в 1914 году на заводе Густава Листа в Москве за 50 тысяч рублей серебром страховых сборов. Приобретение этого производительного парового насоса сказалось на уменьшении числа пожаров в городе вплоть до 1917 года.
Пожарные в Сталинградской битве
В период Сталинградской битвы пожарные самоотверженно боролись с огнем. В районе каждой пожарной команды одновременно возникало по 15-20 пожаров и пожарные сутками вели с ними борьбу. Иван Николаевич Шишкин, работавший во второй пожарной части, проявил себя смелым, инициативным, решительным шофером. 25 августа 1942 года Шишкин участвовал в тушении крупных пожаров, возникавших при массированной бомбардировке Сталинграда вражеской авиацией. Особенно тяжелыми для него и его товарищей стали дни 3 и 6 сентября 1942 года. Его машина была изрешечена осколками, а сам он получил смертельные ранения. Его дети в настоящее время живы и гордятся подвигом своего отца.
Бесстрашно действовали оперативные дежурные городской пожарной охраны П. М. Лаптырев и И. Я. Шеховцев. Они руководили ликвидацией пожаров на территории лесозавода имени Куйбышева. Мужество и отвагу проявил ветеран пожарной охраны С. Ф. Петяев. Будучи помощником оперативного дежурного, он осуществлял связь между командным пунктом и отдельными частями. На велосипеде и пешком, под бомбежкой и артобстрелом пробирался он из одного конца горящего города в другой.
Героический подвиг совершили пожарные Катаев и Шурухин: рискуя жизнью, они заткнули деревянной пробкой горящий нефтяной резервуар. Помощник командира отделения И. Рожков вытащил и перенес в безопасное место 500 кг взрывчатки, находившейся под горящими нефтяными баками.
Тяжелый, сопряженный с опасностью для жизни боевой путь в годы Великой Отечественной войны прошли бойцы огненного фронта Сталинграда. Пожарные проявили мужество в борьбе с огнём в де далекие дни, когда фашистские захватчики рвались к Волге. Эту боевую славу борцов огненного фронта продолжают нести потомки героев – сотрудники Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области.
Посетители, находящиеся в группе Путники, не могут оставлять комментарии к данной публикации.