Разъяснения по применению следующих актов Российского законодатель­ства в сфере внешней трудовой миграции

4 июня 2020 |

Разъяснения по применению следующих актов Российского законодатель­ства в сфере внешней трудовой миграции

1) Приказ МВД России от 04 июня 2019 г. № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Рос­сийской Федерации»:

а) В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Феде­рации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. При этом необходимо различать категорию дней, в которых исчисляется тот или иной срок (календарные или рабочие). При исчислении срока в рабочих днях, учитываются только рабочие дни, начиная с первого рабочего дня после ка­лендарной даты или наступления определенного события.

Так, если дата заключения или прекращения (расторжения) соответствую­щего договора выпадает на 1 число месяца (понедельник), то последним днем по­дачи соответствующего уведомления является 4 число месяца (четверг). Если дата заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора выпадает на 5 число месяца (пятница), то последним днем подачи соответствующего уве­домления является 10 число месяца (среда), то есть без учета выходных дней суб­боты и воскресенья - 6 и 7 чисел месяца, соответственно.

б) Положениями Приказа № 363 предусмотрена, в том числе, возможность подачи соответствующих уведомлений в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную сис­тему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru). При этом необходимо учитывать, что подача документов в электронной форме посредством сканирования их текстовой части, заверенной ру­кописной подписью, является нарушением требований настоящего приказа.

При направлении уведомления в электронной форме используется исключи­тельно усиленная квалифицированная электронная подпись. Порядок и условия получения и применения электронной подписи юридическими и физическими ли­цами, в том числе, в целях осуществления трудовых правоотношений, установле­ны Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 63-ФЗ элек­тронной подписью является информация в электронной форме, которая присоеди­нена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для опре­деления лица, подписывающего информацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ инфор­мация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной элек­тронной подписью, признается электронным документом, равнозначным докумен­ту на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимае­мыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено тре­бование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

в) В случае выявления недостоверности указанных в уведомлении сведений либо нарушение порядка или формы его заполнения учитывается, что частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за неуве- домление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществ­ляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражда­нином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекраще­ния (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Указанные в настоящем абзаце порядок и форма уведомле­ния закреплены в приложении № 15 к Приказу № 363.

Так, пунктами 1.14. и 1.15. Приказа № 363 утверждаются форма и порядок уведомления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о пре­кращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых догово­ров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (Приложение № 14 и Приложение № 15 к Приказу № 363, соот­ветственно).

Все графы указанных форм должны быть заполнены без ошибок и исправ­лений, о чем работодатель или заказчик работ (услуг) ставит собственноручную подпись.

г) В части порядка исчисления сроков подачи уведомлений работодателем или заказчиком работ (услуг) о заключении трудового договора с высококвалифи­цированным специалистом, либо обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации высшего образования, сообщаем, что в данном случае следует исходить из сложившейся судебной прак­тики. Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 17.02.2011 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполне­нию своих трудовых обязанностей. Заключение трудового договора с иностран­ным гражданином само по себе не является привлечением такого работника к тру­довой деятельности.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2010 № 8- В10-3 указано, что трудовые правоотношения между работником и работодателем возникают именно с момента вступления в силу трудового договора.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что поскольку заключение договора является свидетельством возникновения меж­ду сторонами отношений по трудоустройству, то предусмотренная абзацем 1 пункта 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность возникает у рабо­тодателя в течение трех рабочих дней с даты заключения (подписания) трудового договора с иностранным гражданином.

2) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

а) В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе­дерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящийся на терри­тории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигший возраста во­семнадцати лет, имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента у работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральны­ми законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, ли­бо являющихся гражданами Российской Федерации.

При этом действующее миграционное законодательство не содержит запре­та на осуществление иностранным гражданином, указавшим в заявлении катего­рию работодателя «физическое лицо», осуществлять трудовую деятельность у юридического лица и наоборот.

Согласно пункту 7 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ в течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин, осуществляющий трудо­вую деятельность у работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - юриди­ческие лица), обязан представить лично либо направить заказным почтовым от­правлением с уведомлением о вручении в территориальный орган МВД России, выдавший патент, копию трудового договора на выполнение работ (оказание ус­луг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом МВД России, в случае непредставления копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг).

При этом действующее миграционное законодательство не предусматривает аннулирование патента, если иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня выдачи патента не трудоустроился и соответственно не представил в террито­риальный орган МВД России, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (услуг).

Кроме того, действующим миграционным законодательством не предусмот­рено в качестве основания для аннулирования патента поступление в течение двух месяцев со дня выдачи патента уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) от работо­дателя - юридического лица, в случае указания иностранным гражданином в заяв­лении категории работодателя «физическое лицо».

Вместе с тем, если иностранный гражданин в заявлении в качестве предпо­лагаемого работодателя указал физическое лицо, и в течение двух месяцев со дня выдачи патента трудоустроился к работодателю, являющемуся юридическим ли­цом, не представив в территориальный орган МВД России, выдавший патент, ко­пию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг), то указанное обстоятельство будет основанием для аннулирова­ния патента.

В связи с вышеизложенным, при проведении организационно­-профилактических мероприятий, направленных на выявление недобросовестных работодателей, следует обращать особое внимание на осуществление трудовой деятельности данной категорией иностранных граждан.

б) В случае выявления и документирования фактов фиктивного миграцион­ного учета иностранных граждан и привлечению виновных лиц к ответственности, рассматривается вопрос об аннулировании в соответствии с п.п. 4 п. 9 ст. 18 Феде­ральный закон № 115-ФЗ разрешений на работу или патентов иностранным граж­данам, представившим о себе ложные сведения при получении указанных разре­шительных документов.

Е. Бобров
начальник отдела по вопросам миграции
Отдела МВД России по Ипатовскому городскому округу
майор полиции
Ваша версия браузера устарела, для нормального отображения сайта обновите браузер!

Премиум объявление

100 руб.

  Банковской картой

  Яндекс.Деньгами
Выбранная стоимость размещения окончательна, никакой коммисии не взымается, процедура оплаты происходит через сервис Яндекс.Деньги, с обеспечением безопасности платежей с банковских карт.